Наша Планета Земля

Азбука Морзе SOS

Азбуке Морзе сигнал SOS

В конце XIX века начались успешные опыты установления связи между судами с помощью беспроволочного телеграфа — так называли сначала радио. Сегодня даже трудно себе пред­ставить, что еще сравнительно недавно корабли были лишены этого универсального способа передачи сообщений. В первые годы, когда радиоаппараты были только-только установлены на коммерческих судах, особенно на пассажирских, в эфире царил настоящий хаос. Радисты и пассажиры без конца зани­мались тем, что без всякой надобности рассылали во все сто­роны телеграммы, переговаривались друг с другом. Словом, забавлялись, как дети с новой игрушкой. В сплошном треске бесчисленных сообщений терялись слабые сигналы бедствий, подаваемые судами, попавшими в беду. Нужно было что-то предпринять…

Как появился сигнал SOS

В 1903 году собралась первая небольшая Международная конференция по регулированию радиопередач. А через три года — вторая, на которой присутствовали уже делегаты из 30 стран. Необходимо было выработать единый международ­ный сигнал бедствия — такой, который хорошо различался бы даже на фоне эфирного шума. Немецкая делегация пред­ложила использовать три точки, три тире и точку в конце по азбуке Морзе.


Сколько в мире океанов? Можно прочитать в этой статье.


Такой сигнал обозначал три буквы латинского алфавита: «SOE», ими уже несколько лет пользовались радисты герман­ского военного флота.

Однако участники конференции это предложение отвергли. Единственная точка — буква «Е» в конце передачи легко те­рялась в тресках помех и атмосферных разрядов. Другое дело, если бы ее заменить… ну, скажем, тремя точками. Так родил­ся знаменитый сигнал SOS, не имеющий никакого отноше­ния к английским фразам: «Save our souls» — «Спасите наши души» или — «Спасите наш корабль». Ее моряки придумали позже.

Радио заменило не только сигнализацию флагами, звуком или фонарями. Радио пришло на помощь даже зоркому зре­нию моряков. Локаторы и радары «видят» куда дальше че­ловека и в океане и в море, даже вооруженного морским биноклем, для них не помеха и тьма ночи, и туман непогоды. В наши дни на всех кораблях дальнего и даже на судах каботажного (прибреж­ного) плавания устанавливаются радиолокаторы и гидролокаторы.