Наша Планета Земля

Экспедиция на судне Челленджер

Экспедиция на судне Челленджер

Чарлз Уайвилл Томсон (1830— 1882гг.). В 1872—76 гг. научный руководитель кругосветной океанографической экспедиции на судне «Челленджер». В честь Томсона был назван подводный хребет (Томсона Уайвилла порог), отделяющий впадину Атлантического океана от Норвежского моря.

И, как пишет английский ученый Герберт С. Бейли — младший в своей статье, опубликованной в книге «Наука об Океане» (М., 1981): «Военно-морские власти, к тому времени уяснившие важность исследований океана, предоставили в их распоряжение военно-морское судно Челленджер — корвет, на котором в помощь парусам был установлен паровой двигатель. Для работы в экспедиции была назначена команда военных моряков во главе с капитаном Джорджем С. Нэйрсом, а Томсон подобрал научный персонал и других гражданских работников».

Это была грандиозная и необыкновенно плодотворная экспедиция, которая продолжалась три с половиной года.

В 10 ч утра 21 декабря 1872 года «Челленджер», паровой корвет водоизмещением 2306 т, вышел из английского порта Спитхед в исследовательский рейс. Это был необычный рейс. Первое в истории путешествие, которое не имело своей целью открытие новых земель, а лишь изучение океанских просторов.

Судном командовал капитан Джордж Нейрс, а научную группу из шести человек возглавлял Уайвилл Томсон. И справедливо считается, что наука об океане началась именно с этой экспедиции на «Челленджере». При помощи специального оборудования ученые впервые собрали систематические данные об обширных морских районах.

Эта экспедиция дала направление всем последующим океанографическим исследованиям и, таким образом, положила основу современных знаний об океане. Однако начиналась она не слишком удачно. Сразу же по выходе в море «Челленджер» попал в сильный шторм. Суеверные моряки приуныли. Но Томсон заявил, что этот шторм не является дурным предзнаменованием. Наоборот, первая буря «пролила свет на все наши слабые места» и укрепила нашу уверенность в том, что экспедиция подготовлена достаточно хорошо.

Всю первую часть плавания к Бермудским островам члены экспедиции тренировались, чтобы освоить предстоящие работы. Они учились измерять глубины. И при этом установили, что промеры надо делать пеньковым тросом, поскольку проволока скручивалась и ломалась.

Очень непростым делом для участников экспедиции было измерение глубин. Для этого использовали веревку с грузом. Через каждую морскую сажень (1,83 м) завязывали на веревке узлы и сбрасывали ее в воду. Глубину считали по количеству узлов от дна до поверхности. А если глубина оказывалась километровой и больше? Представляете себе, что это за каинова работа — разматывать километры веревки, а потом поднимать ее, мокрую, считать узлы и укладывать аккуратной бухтой. И делать это не раз, не два, не десять, а по меньшей мере через день — два неделю за неделей в течение трех лет… Не зря офицеры «Челленджера» говорили, что это был «самый ненавистный труд».