Наша Планета Земля

Как корабли учились разговаривать

Как корабли учились разговаривать

Многое могло случиться в море. Хоть и широки морские дороги, а сколько в истории мореплавания случаев столкнове­ний! В темноте и в тумане суда налетали друг на друга, в оке­анских просторах мореходов поджидали подводные скалы, ри­фы и коварные мели, болезни, нехватка воды и припасов… Что и говорить, много находилось причин, по которым могли понадобиться морским судам способы переговариваться друг с другом.

В глубокой древности, во времена Греко — персидских войн (449 год до нашей эры), сошлись у острова Саламин в Среди­земном море два больших флота. Персидским флотом коман­довал царь Ксеркс, и у него было около 800 кораблей, соб­ранных у союзников со всего побережья Малой Азии. У гре­ков было всего 380 триер. Так назывались в ту пору легкие суда, приводимые в движение трехъярусными веслами греб­цов. Силы, конечно, неравные, но позиция у греков была лучше. И залогом победы в узком проливе могло бы стать дружное начало битвы… Но как добиться одновременного на­чала атаки? Особого согласия среди греков не наблюдалось. Каждый город-полис (город — государство) прислал свои кораб­ли и претендовал на главную роль. И тогда афинский стратег Фемистокл придумал: он приказал поднять свой шит на мач­ту корабля. Все греки поняли этот сигнал как призыв к атаке и кинулись на врага. Победа греков была полной. 200 кораб­лей потеряли персы и только 40 — греческий флот.

Позже римские и карфагенские флотоводцы ввели у себя на флоте сигнализацию флагами. Разноцветные полотнища, поднятые в разных местах на флагманских кораблях, говори­ли остальным капитанам о намерениях адмиралов. Конечно, сигналы флагами разного цвета и различной формы могли подаваться только днем, при хорошей погоде без тумана и шторма и на небольшом расстоянии. И то их приходилось напряженно рассматривать. Подзорных труб еще не изобрели. Долгие годы и целые столетия проблема сигнализации остро стояла перед всеми флотами мира.

В русском военном флоте были приняты сигнальные флаги разных форм и расцветок: были прямоугольные, прямоуголь­ные с вырезом, с косичками, треугольные и вымпелы (длин­ные и узкие треугольные флаги). Цвета же их были: красный, синий, белый и желтый. При этом каждому флагу соответ­ствовали свои буквы, а сочетание двух или трех флагов обоз­начало слово или целую фразу, записанную в сигнальной книге.

Я думаю, вам должно быть понятно, что у каждого госуда­рства имелись свои военные сигнальные коды и они являлись тайной. А вот коммерческий свод сигналов был общим для всех торговых судов.

На дальних расстояниях цвет флага различить трудно, и потому на мачтах стали поднимать сочетания флагов или, например, поднимали прямоугольный флаг, вымпел и боль­шой шар в различных сочетаниях. Каждое сочетание обоз­начало цифру. Цифра соответствовала номеру сигнала по сигнальному своду.

Ночью флаги заменялись разноцветными огнями. В тума­не — звуком колокола, свистками и даже пушечными выст­релами. Например, одиночный выстрел означал, что судно терпит бедствие. При этом дульную часть орудия наклоняли пониже к воде, чтобы звук от выстрелов разносился на да­лекое расстояние. Был на парусных судах и специальный «туманный горн» — большая труба, которая гудела от струи воздуха, создаваемой специальным воздушным насосом. Звуковые сигналы, после долгих переговоров между страна­ми, стали тоже всеобщими.

Как корабли учились разговаривать