Наша Планета Земля

Опасности, поджидающие акванавтов

Опасности, поджидающие акванавтов

Профессия акванавтов (так называют экипажи глубоковод­ных аппаратов), как и профессия космонавтов, сопряжена с многочисленными опасностями. Не зря многие называют океанские глубины «подводным космосом». Чаще всего при­чиной аварий, а то и гибели на глубоководных аппаратах слу­жат неисправности в системах. Глубоководная техника сложна и требует к себе большого внимания. Экипаж должен всегда помнить, что они, как и космонавты, отправляются в чуждый человеку мир. Разгерметизация космического корабля приво­дит к потере воздуха и гибели космонавтов.

Разгерметизация подводного аппарата ведет к заполнению его водой (при этом с ростом глубины струя прорвавшейся воды может стать та­кой сильной, что ее не остановить ничем). И как следствие — та же смертельная опасность для экипажа.

Так, в 1970 году недалеко от острова Санта — Каталина в Атлантическом океане два американских глубоководных аппа­рата «Нектон-Бета» занимались подъемом затонувшего на глу­бине 75 метров мотобота. Один из аппаратов задержался на дне. В это время трос, на котором поднимался мотобот, обор­вался, и судно упало прямо на оставшийся батискаф. Оно раскололо иллюминатор, и аппарат затопило. Один член эки­пажа успел открыть люк и с трудом, поскольку глубина была достаточно большой, поднялся на поверхность. Второй погиб.

В 1974 году в Токийской бухте на глубине всего 10 метров на борту подводного аппарата «Юдзуки» произошло короткое замыкание. Начался пожар, и батискаф быстро заполнился ядовитым дымом. Экипаж успел сообщить об аварии, и ба­тискаф срочно подняли на поверхность и открыли люки. Но оба члена экипажа уже погибли.

В 1977 году близ Марселя на глубине 40 метров затонула мини-подлодка «Моана» — в ней оказался неплотно закры­тым люк в рубке. Трое членов экипажа пытались спастись методом свободного всплытия, но до поверхности сумели добраться только двое, третий утонул. Четвертый член экипа­жа, оставшийся в аппарате, дышал воздухом, который ско­пился в воздушной подушке внутри корпуса, и его спасли водолазы.

Нередко подводные аппараты попадают в подводные тече­ния, и их сносит в опасные места. А то, попав на стык морс­ких слоев различной плотности, глубоководный аппарат про­валивается, как в яму.

Так, летом 1964 года в Эгейском море на глубине всего около 6 метров течение подхватило американский батискаф и бросило на риф. Удар был такой сильный, что треснул один из толстых иллюминаторов, рассчитанных на давление при погружении до 180 метров. В аппарат стала поступать вода, и его пришлось срочно поднять на поверхность.

В 1973 году в 25 километрах от Флориды на глубине 110 метров сильное придонное течение затянуло аппарат «Джонсон Си Линк» в пробоину затопленного эсминца. Заце­пившись за леерное ограждение корабля, батискаф застрял. Помощь экипажу смогли оказать только через 30 часов, когда был доставлен необитаемый автоматический аппарат спаса­тельного судна. Однако к этому времени двое из четырех чле­нов экипажа, находившиеся в водолазном отсеке, уже погиб­ли от переохлаждения и отравления двуокисью углерода.