Наша Планета Земля

Подлодки XXI века

Подлодки XXI века

Подводные лодки — серьезная ударная сила любого воен­но-морского флота. Главное их преимущество — скрытность. А если добавить к этому еще и возможность дальних рейдов, то подводная лодка становится оружием поистине незамени­мым. Как же лучше использовать ее главные преимущества?

Прежде всего современной подлодке нужен новый двига­тель — энергетическая установка, которой не требовался бы воздух. Тогда лодке не обязательно всплывать на поверхность, чтобы «продышаться». Сейчас такие энергетические установки есть — это атомные реакторы. Правда, пока они великоваты, но ради преимуществ, которые они дают, приходится идти на некоторое увеличение корпуса. В наши дни подводные кораб­ли — настоящие подводные крейсеры.

Второе направление совершенствования военного подвод­ного корабля — увеличение ударной силы. Это достигается оснащением подлодок ракетами с дальностью стрельбы в сот­ни и тысячи миль. Сжатый воздух выбрасывает ракеты с глу­бины 10—15 метров, потом вступают в действие собственные ракетные двигатели, и снаряд со смертоносной боеголовкой устремляется к пели.

Современные атомные подводные лодки делятся на страте­гические подводные крейсеры, крейсерские лодки и так назы­ваемые большие лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами. На многоцелевые и специального наз­начения — средние, малые и сверхмалые. Они, как правило, несут на себе ракеты меньшего калибра и торпеды. Стратеги­ческие подводные корабли могут не поднимаясь на поверх­ность, обойти весь земной шар.

В начале XXI века атомными подводными лодками владели пять стран: США, Россия, Великобритания, Франция и Ки­тай. Строят атомные субмарины Индия и Бразилия. Есть но­вые интересные подлодки и в других европейских и азиатских странах с неатомными, дизель — электрическими и другими двигателями.

А в конструкторских бюро инженеры сидят над проектами летающих подводных лодок, нелетающих, но с подводными крыльями и даже конструируют подводные авианосцы и раке­тоносцы…

Но чем совершеннее становятся подводные корабли, тем изощреннее придумываются и способы их обнаружения. На кораблях противолодочной обороны раньше сидели гидро­акустики — «слухачи». Они внимательно вслушивались в зву­ки, идущие из глубин. Это было непросто — отличить шум работающих винтов подводной лодки от других звуков, на­полняющих океан. Ведь это только так говорится, что морс­кие глубины — «мир безмолвия». На самом деле многие ры­бы вовсе не прочь поболтать… Ныне на «морских охотниках» стоят гидролокаторы. Эти приборы посылают в глубины узкие пучки ультразвуковых сигналов и ловят отражение их от встретившихся под водой препятствий. Попадется на пути ультразвукового луча корпус подводной лодки — тут же обри­суется на экране гидролокатора. И тогда… Как скрыться, как спрятаться от всевидящего глаза ультразвука?

Оказалось, что в океане примерно на глубине 100— 200 метров есть слой воды, в котором скорость звука понижа­ется. Выше этого слоя звук распространяется быстрее, и ниже тоже. А здесь замедляется. Через этот слой сигналы гидроло­каторов не проходят, он как шит, как ширма для лодок. Нуж­но только поднырнуть под него…

Кажется, простое дело — «поднырнуть». Но ведь с каждым десятком метров глубины ровно на 1 атмосферу увеличивает­ся и давление воды. Каким же прочным должен быть корпус подводного крейсера

Самый страшный враг современного военного подводного корабля — вертолет. Сверху, с воздуха, силуэт подводной лод­ки хорошо просматривается на небольших глубинах. Кроме того, вертолет вполне может, зависнув, опустить в воду гид­ролокатор, засечь подлодку и атаковать ее глубинной бом­бой или торпедой с самонаводящейся головкой. Именно поэтому во всех флотах появились в последнее время вертолетоносцы — противолодочные крейсеры, похожие на неболь­шие авианосцы с гладкой полетной палубой.