Наша Планета Земля

Подводная добыча нефти

Подводная добыча нефти

Однажды, случилось это уже довольно давно, был я в командировке в городе Мурманске. Поехали мы с приятелем на машине. Если подъезжать к Мурманску по суше, например по шоссе, то порт откроется сверху, словно с птичьего полета. В узкой горловине Кольского залива толпятся корабли. Сколько их — не счесть… Но вот среди знакомых силуэтов выделился один, никогда раньше мною не виданный. В целом — корабль как корабль, только в центре палубы стоит ажурная башня — вышка, выкрашенная поэтажно в белый и красный цвета. Приятель — геолог объяснил, что это судно для разведочного морского бурения в высоких широтах! Я столько слышал интересного об этих новых буровых судах, что во что бы то ни стало решил побывать на нем и все хорошенько разглядеть.

Корабль стоял у стенки. На него грузили продукты, что — то подвязывали, что — то упаковывали. Через несколько часов — отход…

Сопровождающий быстро вел меня по длинным гулким коридорам с ковровыми дорожками, с которых еще не успели даже снять полиэтиленовые чехлы. Все было здесь таким новым, таким чистым… Мы шли быстро, и я едва успевал читать таблички на дверях: «Второй помощник», «Старший механик», «Второй штурман»… все, как полагалось на обычном судне. И вдруг пошли таблички совсем иного плана: «Геологи», «Геофизики», «Механики по буровому оборудованию». «Буровые мастера», «Начальник буровой»…

Через некоторое время свободный от вахты второй помощник капитана скороговоркой стал вводить меня в курс дела.

— Значит так: длина корпуса судна — сто сорок девять метров, ширина — двадцать пять. Высота вместе с буровой — пятьдесят два метра, водоизмещение — двенадцать тысяч тонн…

Я мысленно про себя быстро перевожу цифры в образы: пятьдесят два метра высоты. Если считать по три метра на этаж — это примерно шестнадцатиэтажный дом!

— Судно имеет семь винтов.

— Зачем столько?

— Два главных — ходовые. Три носовых, два кормовых винта для удерживания корабля на выбранной точке бурения, если ветра, снос, сильное волнение и так далее. Благодаря этим винтам можем работать на «точке» при высоте волны примерно до пяти метров. Для Баренцева моря это почти предел.

— Но как на такой зыбкой поверхности, как вода, вы можете закрепиться на одном месте и бурить, будучи связанные со скважиной жесткой колонной бурильных труб?

Вот после этого вопроса и открылись шлюзы красноречия моего собеседника. Он рассказал, что режимами семи винтов ведают три мощных компьютера. Ни один лаже самый опытный рулевой не в состоянии одновременно управлять ими так, чтобы удерживать судно на «точке». Другое дело — компьютеры. Без помощи человека, по сигналам многочисленных датчиков управляю! они работ oт винтов, учитывают сигналы навигационных искусственных спутников Земли, указывающих кораблю, как подойти к заданному району разведки. Электронные помощники учитываю! все полученные данные и выдают команды на управление работой винтов.

Дальше меня передали заместителю начальника буровой, и он стал знакомить меня с механизмами «главного калибра».

— Вот могучая буровая установка, так сказать «сверлильный станок». От него вращение передается через систему труб на долото в забое. При этом угол наклона может немножко меняться, — значит, корабль не обязательно должен стоять «мертво» на воде, у него есть некоторая возможность и «поплясать» на волнах, не прерывая бурения. А вот и механизм, обеспечивающий безопасность судна при неожиданном выбросе газа или нефти, — специальный режущий «превентор» прерыватель. Он мгновенно, как ножом, срезает буровую колонну и наглухо закрывает устье скважины.

На буровой все механизмы еще новенькие, блещут свежей краской. И всюду трубы, трубы, трубы — разного диаметра, с разной толщиной стенок. Много их нужно, труб этих. Раньше наука считала шельф до глубин двести метров. Бурили и с трехсот метров, потом шагнули сразу на семьсот. А ныне бурят уже где — то на глубинах до тысячи двухсот метров от уровня моря… Новые времена, новые требования, новая техника и новые задачи.

Подводная добыча нефти — дело дорогое. И пока далеко не любые глубины доступны промышленной разработке с поверхности воды. Сегодня специалисты предлагают новый путь: отказаться от традиционных буровых платформ и все оборудование монтировать прямо на дне.

Под водой нет ни штормов, ни волнения. Конечно, для этого водолазы должны будут освоить серьезные глубины, научиться монтировать на дне буровые установки, отделять от нефти неизбежно примешивающуюся к ней морскую воду и строить хранилища… Проблем много. Но и техническая мысль на месте не стоит.