Наша Планета Земля

Подводные лодки

Подводные лодки

Что такое подводные лодки — знают сегодня все. А не­когда они назывались у нас «потаенными судами». Еще во времена Петра Первого русский мастер крестьянин Ефим Никонов составил первый проект подводной лодки или «потаенного судна», который заинтересовал царя. Тот велел сыскать и наделить изобретателя деньгами на строительство. Чудное суденышко было построено в 1724 году. Но царь-ко­рабел умер, а после него никому дела до потаенного судна не стало. На престол одна за другой всходили царицы и трон был непрочен.

Первые подводные лодки

Сто лет спустя, в 1834 году генерал К. А. Шильдер донес военному министру: «…руководствуясь примерами подводного плавания Бюшнеля, Дреббеля и известного Джонсона и сочи­нением Фультона, Маджери и других, я предположил устро­ить металлическую лодку, которая по теоретическим соображениям, имея все удобства, указанные упомянутыми приме­рами, устраняла бы все недостатки, замеченные уже самими изобретателями».

Проект, одобренный царем Николаем Первым, Шильдер передал на петербургский завод. И там вскоре начали клепать из листового котельного железа корпус потаенного судна ге­нерала Шильдера.

Это было первое металлическое судно в мире. Надо ска­зать, что правительство с большой неохотой рассматривало вообще новые проекты, не желая тратить деньги на техничес­кие новшества.

Имена, приведенные Шильдером в своей записке, принад­лежали иностранным мастерам, пробовавшим свои силы в постройке подводных лодок. Голландец Корнеллиус ван Дреббель построил первую действующую подводную лодку примерно в 1620 году. Он назвал ее «подводная галера». Рас­считанная на 12 гребцов, она, как говорили, опустилась на реке Темзе на глубину 12 футов. При королевском дворе она считалась забавной игрушкой и использовалась для увеселе­ния кавалеров и дам.

Дэвид Бюшнелл, выпускник Йельского университета, пост­роил в семидесятых годах XVIII века подводную лодку «Чере­паха», которая во время войны однажды была использована для установки мины на английском корабле. Однако опыт прошел неудачно.

Американец Фултон шотландско-ирландского происхожде­ния, находясь во Франции, где учился живописи, предложил правительству свой проект. Его поддержали известные ученые Монж и Лаплас, и «Наутилус» был построен. Однако Наполе­он не выразил особого интереса к новинке и изобретатель покинул Францию.

А «известный Джонсон» был просто английским контра­бандистом родом из Гемпшира. Он ловко под самым носом у таможенников провозил под проливом из Франции запрещенные грузы. Потом перешел на службу правительства, выдав своих товарищей по ремеслу. В 1820 году он предложил бонапартис­там фантастический план спасения Наполеона с острова Свя­той Елены, на который император был сослан. Джонсон построил подводный корабль со складывающимися мачтами, провел успешные испытания и потребовал 40 тысяч фунтов стерлингов вознаграждения, но Наполеон умер…

Были и другие попытки. Много неуклюжих подводных су­дов построили изобретатели в разных странах мира и на самых различных верфях. Но работать «в полную силу» под­водные лодки начали только в Первую мировую войну. А показали свои возможности лишь во Второй мировой вой­не. Они выступили как грозное оружие, равноправно с над­водными кораблями. В наши дни родилось новое поколение подводных лодок — атомные. Это уже настоящие подводные крейсеры, они способны погружаться на большую глубину и там совершать длительные переходы через океан и подвод­ные боевые дежурства, не поднимаясь на поверхность.