Наша Планета Земля

В августе 2000 года

В августе 2000 года

В августе 2000 года Произошла трагическая катастрофа с российским атомным подводным крейсером К-141 «Курск», И, несмотря на все усилия экипажей, занятых спасением за­тонувшего подводного корабля, весь его экипаж, более сотни моряков — подводников, погиб.

Иногда глубоководные аппараты попадают на стык морс­ких слоев с различной плотностью воды и либо проваливают­ся, как в яму, либо терпят бедствие в опасных местах.

Бывает, что на подводные аппараты нападают морские обитатели. В 1967 году у берегов Флориды в Тихом океане на глубине более 600 метров крупная меч-рыба атаковала американский глубо­ководный аппарат «Элвин» и пробила легкий верхний корпус. Экипажу пришлось срочно подняться на поверхность.

Еще причинами аварий на подводных аппаратах могут быть столкновения с различными объектами. Например, в 1970 году американский батискаф, осматривая подводный нефтепровод, столкнулся с якорным буем и вынужден был всплыть. Порой мини-субмарины запутываются в рыболов­ных сетях, тросах и кабелях на дне. Именно это произошло в 1973 году с канадским аппаратом «Пайсис». На глубине 480 метров он задел трос, поддерживающий кабель, получил повреждение, и часть помещения заполнилась водой. Его подняли на поверхность только через трое суток, когда запаса воздуха у экипажа оставалось лишь на 30 минут.

В августе 2000 года батискаф АС-28 «Приз», получив зада­ние, ушел под воду и через два часа работы в чем-то запутал­ся и потерял возможность двигаться. Такое бывало. Командир дал команду продуть балластные цистерны и резко дать пол­ный ход. Однако всплыть не удалось. Винты оказались забло­кированы. Испробовав все средства, акванавтам пришлось со­общить об аварии наверх.

Сначала от них требовали немедленного освобождения сво­ими силами. Когда команды не помогли, спустили подводный телеуправляемый аппарат с телекамерой. Но он оказался пов­режден. Решили тралить якорями, чтобы зацепить кабели и вытащить все на мелкое место, где экипаж сможет самостоя­тельно покинуть батискаф. Как выяснилось. АС-28 запутался на глубине 190 метров. В море с такой глубины самостоятельно не выплывешь. Пока в батискафе был свет, все семеро акванав­тов написали предсмертные записки.

Тем временем в район происшествия были стянуты силы и средства для проведения спасательной операции. «Неизвест­ный предмет» оказался не обрывками рыболовных гратов, а кабелями и тросами старой громадной гидроакустической сис­темы. Все это намертво прикрепило батискаф к громадной и неподъемной антенной решетке.

В августе 2000 года

Экономя электроэнергию, акванавты сильно страдали от холода…

Кто-то из специалистов предложил обратиться к иностран­цам, чьи корабли и спасательные аппараты находились побли­зости. Помощь предложили британцы. Утром 6 августа из Глазго и Сан-Диего вылетели транспортные самолеты с под­водными аппаратами «Скорпио».

Судно с оборудованием и людьми прибыло в Березовскую утром 7 августа. И без промедления стали разворачиваться спасательные работы. В море опустили британский аппарат «Скорпио-45». Три с половиной часа манипуляторы резали се­ти и пилили стальные тросы. Затем аппарат пришлось срочно поднять. У него сломался манипулятор. Но поломка была уст­ранена и скоро наш «Приз» был освобожден. Экипаж батис­кафа поднял его на поверхность.

78 часов акванавты балансировали между жизнью и смертью, но ни паники, ни нервных срывов ни у кого не бы­ло. Президент наградил экипаж батискафа «Орденами мужест­ва». Иностранные спасатели, принявшие участие в подъеме российского батискафа, были представлены к Ордену Дружбы. Было принято также решение о создании спасательного мо­бильного отряда, для которого в Великобритании в 2006 году купили глубоководный аппарат «Пантера», более совершен­ный, чем «Скорпио».