Опасности, поджидающие акванавтов
Профессия акванавтов (так называют экипажи глубоководных аппаратов), как и профессия космонавтов, сопряжена с многочисленными опасностями. Не зря многие называют океанские глубины «подводным космосом». Чаще всего причиной аварий, а то и гибели на глубоководных аппаратах служат неисправности в системах. Глубоководная техника сложна и требует к себе большого внимания. Экипаж должен всегда помнить, что они, как и космонавты, отправляются в чуждый человеку мир. Разгерметизация космического корабля приводит к потере воздуха и гибели космонавтов.
Разгерметизация подводного аппарата ведет к заполнению его водой (при этом с ростом глубины струя прорвавшейся воды может стать такой сильной, что ее не остановить ничем). И как следствие — та же смертельная опасность для экипажа.
Так, в 1970 году недалеко от острова Санта — Каталина в Атлантическом океане два американских глубоководных аппарата «Нектон-Бета» занимались подъемом затонувшего на глубине 75 метров мотобота. Один из аппаратов задержался на дне. В это время трос, на котором поднимался мотобот, оборвался, и судно упало прямо на оставшийся батискаф. Оно раскололо иллюминатор, и аппарат затопило. Один член экипажа успел открыть люк и с трудом, поскольку глубина была достаточно большой, поднялся на поверхность. Второй погиб.
В 1974 году в Токийской бухте на глубине всего 10 метров на борту подводного аппарата «Юдзуки» произошло короткое замыкание. Начался пожар, и батискаф быстро заполнился ядовитым дымом. Экипаж успел сообщить об аварии, и батискаф срочно подняли на поверхность и открыли люки. Но оба члена экипажа уже погибли.
В 1977 году близ Марселя на глубине 40 метров затонула мини-подлодка «Моана» — в ней оказался неплотно закрытым люк в рубке. Трое членов экипажа пытались спастись методом свободного всплытия, но до поверхности сумели добраться только двое, третий утонул. Четвертый член экипажа, оставшийся в аппарате, дышал воздухом, который скопился в воздушной подушке внутри корпуса, и его спасли водолазы.
Нередко подводные аппараты попадают в подводные течения, и их сносит в опасные места. А то, попав на стык морских слоев различной плотности, глубоководный аппарат проваливается, как в яму.
Так, летом 1964 года в Эгейском море на глубине всего около 6 метров течение подхватило американский батискаф и бросило на риф. Удар был такой сильный, что треснул один из толстых иллюминаторов, рассчитанных на давление при погружении до 180 метров. В аппарат стала поступать вода, и его пришлось срочно поднять на поверхность.
В 1973 году в 25 километрах от Флориды на глубине 110 метров сильное придонное течение затянуло аппарат «Джонсон Си Линк» в пробоину затопленного эсминца. Зацепившись за леерное ограждение корабля, батискаф застрял. Помощь экипажу смогли оказать только через 30 часов, когда был доставлен необитаемый автоматический аппарат спасательного судна. Однако к этому времени двое из четырех членов экипажа, находившиеся в водолазном отсеке, уже погибли от переохлаждения и отравления двуокисью углерода.