Подлодки XXI века
Подводные лодки — серьезная ударная сила любого военно-морского флота. Главное их преимущество — скрытность. А если добавить к этому еще и возможность дальних рейдов, то подводная лодка становится оружием поистине незаменимым. Как же лучше использовать ее главные преимущества?
Прежде всего современной подлодке нужен новый двигатель — энергетическая установка, которой не требовался бы воздух. Тогда лодке не обязательно всплывать на поверхность, чтобы «продышаться». Сейчас такие энергетические установки есть — это атомные реакторы. Правда, пока они великоваты, но ради преимуществ, которые они дают, приходится идти на некоторое увеличение корпуса. В наши дни подводные корабли — настоящие подводные крейсеры.
Второе направление совершенствования военного подводного корабля — увеличение ударной силы. Это достигается оснащением подлодок ракетами с дальностью стрельбы в сотни и тысячи миль. Сжатый воздух выбрасывает ракеты с глубины 10—15 метров, потом вступают в действие собственные ракетные двигатели, и снаряд со смертоносной боеголовкой устремляется к пели.
Современные атомные подводные лодки делятся на стратегические подводные крейсеры, крейсерские лодки и так называемые большие лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами. На многоцелевые и специального назначения — средние, малые и сверхмалые. Они, как правило, несут на себе ракеты меньшего калибра и торпеды. Стратегические подводные корабли могут не поднимаясь на поверхность, обойти весь земной шар.
В начале XXI века атомными подводными лодками владели пять стран: США, Россия, Великобритания, Франция и Китай. Строят атомные субмарины Индия и Бразилия. Есть новые интересные подлодки и в других европейских и азиатских странах с неатомными, дизель — электрическими и другими двигателями.
А в конструкторских бюро инженеры сидят над проектами летающих подводных лодок, нелетающих, но с подводными крыльями и даже конструируют подводные авианосцы и ракетоносцы…
Но чем совершеннее становятся подводные корабли, тем изощреннее придумываются и способы их обнаружения. На кораблях противолодочной обороны раньше сидели гидроакустики — «слухачи». Они внимательно вслушивались в звуки, идущие из глубин. Это было непросто — отличить шум работающих винтов подводной лодки от других звуков, наполняющих океан. Ведь это только так говорится, что морские глубины — «мир безмолвия». На самом деле многие рыбы вовсе не прочь поболтать… Ныне на «морских охотниках» стоят гидролокаторы. Эти приборы посылают в глубины узкие пучки ультразвуковых сигналов и ловят отражение их от встретившихся под водой препятствий. Попадется на пути ультразвукового луча корпус подводной лодки — тут же обрисуется на экране гидролокатора. И тогда… Как скрыться, как спрятаться от всевидящего глаза ультразвука?
Оказалось, что в океане примерно на глубине 100— 200 метров есть слой воды, в котором скорость звука понижается. Выше этого слоя звук распространяется быстрее, и ниже тоже. А здесь замедляется. Через этот слой сигналы гидролокаторов не проходят, он как шит, как ширма для лодок. Нужно только поднырнуть под него…
Кажется, простое дело — «поднырнуть». Но ведь с каждым десятком метров глубины ровно на 1 атмосферу увеличивается и давление воды. Каким же прочным должен быть корпус подводного крейсера
Самый страшный враг современного военного подводного корабля — вертолет. Сверху, с воздуха, силуэт подводной лодки хорошо просматривается на небольших глубинах. Кроме того, вертолет вполне может, зависнув, опустить в воду гидролокатор, засечь подлодку и атаковать ее глубинной бомбой или торпедой с самонаводящейся головкой. Именно поэтому во всех флотах появились в последнее время вертолетоносцы — противолодочные крейсеры, похожие на небольшие авианосцы с гладкой полетной палубой.